Тенденции на рынке традиционной упаковки для консервированных продуктов (ч.1)

Рыночный прогноз, обнародованный Pira International показал, что в ближайшие годы среди упаковочных материалов наиболее стремительные темпы роста придется на сегменты твердых и гибких пластиков. И как любой рост, подобные темпы в отрасли консервпрому возможны только за счет таких конкурентных материалов, как стекло и жесть. A la guerre comme a la guerre. Как отрасль стеклотары, так и отрасль жерстетары не собираются уступать своих позиций, модернизируя производства и внедряя новые технологии.

Упакованные благотворители

   
Именно титул «благодетель человечества» (не меньше!) Был приговорен в XVIII веке французу Николя Франсуа Аппер за изобретение «искусства сохранение в течение нескольких лет животной и растительной субстанции». Аппетиты современного потребителя этих консервированных «субстанций» растут пропорционально темпам жизни, а также изменениям в самой культуре потребления. Упаковочная индустрия - вторичная уже в отношении производителей консервированной продукции и зависит как от уровня спроса со стороны основных заказчиков тары и упаковки, так и от цен на материалы и оборудование. Как подчеркивают специалисты компании «Консалтинг-центр« ШАГ »(Россия, г. Москва),« рост рынка упаковки определяется ростом отраслей, обслуживаемых. Быстрый рост потребительского рынка (20% в год) увеличил спрос на упаковку как со стороны производителей и логистов, так и со стороны розничных сетей. Для них упаковка стала частью имиджа, рекламы и стандарта обслуживания. Основную долю занимает сегмент пищевой упаковки, который составляет 70-75%: снижается количество изделий на вес, возрастает доля крупных продуктовых сетей, повышается спрос на новые виды упаковки длительного хранения ».

   
Сегодня пищевая промышленность является крупнейшим потребителем упаковки. Ежегодный рост мирового пищепрома составляет 4,6%, и рынок, по прогнозам Pira International, должен такими темпами достичь $ 227 млрд. к 2009 г. А в целом мировой рынок упаковочной продукции будет ежегодно расти на 4,2% и достигнет $ 556 млрд до 2009 г. Наибольший рост придется на Азию, Восточную Европу и Латинскую Америку. Индия и Китай обеспечат ежегодно 14,2% и 8,2% роста соответственно (в 2009 г. это составит $ 13 и $ 51 млрд). Среди стран Восточной Европы максимальный рост ожидается в Польше - 11% ежегодно (до $ 6 млрд в 2009 г.), а крупнейшим рынком этого региона останется Россия, где объем продаж в 2009 г. составит $ 18,5 млрд. Что касается основных упаковочных материалов, то доля твердых пластиков будет стремительно расти (34-35% к 2009 г.). Гибкие упаковочные материалы займут второе место с ростом на 27-28%.

   
По большому счету, если свести все «плюсы» каждого отдельного вида упаковки, то, как подчеркивает Алекс Морозов, экспорт-менеджер OI Europe Sarl, и по сегодняшний день «развитие упаковки ориентировано на три доминанты: прочность, безопасность, экономичность. Естественно этот список можно расширить факторами эстетичности, эргономичности и т. д. Так же, как отдельной темой следует выделить эксклюзивные виды упаковки и те сегменты, где вообще может использоваться только один из видов. Однако если говорить о массовом производстве продуктов, необходимыми и достаточными являются только первые три фактора. Новый фактор экологичности, появившийся в последнее десятилетие, пока не стал доминирующим, но этого можно ожидать через 10-15 лет. Если этот фактор еще не стал доминирующим, то фактор прочности уже перестает быть таковым. Действительно, сопутствующая упаковка и логистика, что совершенствуется, вполне решают этот вопрос. Таким образом, сегодня мировой рынок упаковки для пищевых продуктов в целом регулируется двумя основными факторами: безопасностью и экономичностью. Причем ключевая ценность для каждого регионального рынка определяется в первую очередь уровнем благосостояния. Чем выше уровень жизни в отдельной стране, тем более важна безопасность и выше доля стеклянной упаковки, чем ниже уровень жизни, тем больше доля полимерной упаковки ».

С должным уважением

   
Воистину, стеклотара достойна уважения. В течение тридцати пяти веков стекло служит человеку, продолжая и сегодня удерживать рыночные позиции в борьбе с современными материалами. И если европейский рынок стеклотары ежегодно растет на 3-5%, то украинский демонстрирует завидные темпы в 15-20%. Правда, оговоримся сразу: такую ​​динамику обеспечивает спрос на рынке алкогольной продукции. Что же касается сегмента стеклянной тары с широкой горловиной (именно она используется консервпромом), то размещение отечественных игроков происходит в порядке, описанном Сергеем Жилищным, директором по маркетингу ЗАО «Киевский стеклотарный завод»: «Рынок консервной стеклотары можно разделить на три подсегмент:« премиум », средний и дешевый.

   
В сегменте «премиум» работает только одно предприятие: «Консюмерс-Стекло-Заря» - завод, которому нет равных по технологиям не только в Украине, но и в СНГ. Однако основная его направленность - бутылка, банка для консервирования занимают небольшую долю производства, а в целом по Украине этот показатель вообще мизерный. Клиентами «Зари» является ТМ «Нежин», ТМ «Чумак» - национальные бренды, производящие дорогую консервацию и имеют возможность платить за эксклюзивную стеклянную тару высокого качества большие деньги.

   
Дешевый сегмент представлен двумя производителями: рогачинським и Артемовский завод стеклотары. Качество их продукции достаточно низкая, цена, соответственно, тоже. В этих предприятий все еще большая доля в производстве приходится на Стеклобанки с горловиной СКО. Сегодня в такую ​​тару упаковывается продукция мелких региональных консервных заводов со старым оборудованием и дешевой продукцией.

   
Заводы, работающие в среднем ценовом сегменте, в порядке занятых на рынке позиций расположены следующим образом: киевский стеклотарный завод, Бучацкий стеклотарный завод, херсонский стеклотарный завод, Писковский стеклотарный завод, житомирский стеклотарный завод. Тара этого сегмента достаточно качественная и имеет доступную цену. Заводы производят как стандартную тару, рассчитанную на любого потребителя, так и эксклюзивную - под конкретного заказчика. Например, в портфеле эксклюзивов киевского стеклотарного значатся украинские ТМ «Верес», «Арго», «Руна», «Мастер Аппетит» и многие другие, а также несколько крупных российских консервных брэндов ".

   
Стеклянная тара имеет неоспоримые преимущества - высокую гигиеничность (материал не взаимодействует с вмистомим продуктом и гарантированно сохраняет натуральный цвет и запах продукции) и в пока еще непревзойденная прозрачность. Но есть и недостатки: низкая механическая прочность и большой удельный вес на единицу расфасованной продукции - делают этот сегмент упаковки уязвимым в борьбе с наступающими полимерами.

   
«В сегменте широкогорлые стеклянной тары до недавнего времени доминировала постсоветская« классика », - констатирует Александр Марченко, начальник отдела реализации ООО« Техэнерго »(торговый дом Песковский завод стеклоизделий). - Но сегодня отечественные «стекольщики» должны решать целый диапазон задач, с каждым днем ​​усложняются, и которые перед ними ставят производители пищевого рынка. Намечается все больший переход в сегмент нестандартной тары, уменьшается вес стеклотары. Но вместе с тем повышаются требования к качеству, т.е. тара должна выдерживать как внутреннее, так и внешнюю нагрузку (доставка, прохождение всего технологического процесса, в т. ч. перепад температур, давление при укупорке, движение по технологической линии и т. д.) . Увеличение технологической скорости предъявляет повышенные требования к точности геометрии тары. Успешное же решение подобных задач требует внедрения новых технологий, что и происходит сейчас ».

   
Применение новых технологий позволяет сегодня выпускать так называемую облегченную тару, что особенно актуально в связи с постоянно растущими ценами на энергоносители. По мнению экспертов, производство облегченного стекла - вопрос не только прибыли, но и сохранения позиций на рынке.

   
Во всех развитых странах стеклянная отрасль характеризуется крайне высоким уровнем концентрации. Более 80% продукции, представленной на мировом рынке, производится несколькими транснациональными корпорациями: Anchor Glass Container Corporation (США), Glaverbel Group (Бельгия), Owens-Illinois Inc. (США), Rexam PLC (Великобритания), Saint-Gobain Group (Франция), Sisecam Group (Турция). И говоря сегодня о прогнозах для украинского рынка стеклотары, следует опираться на две тенденции. Во-первых, наш растущий рынок привлекает иностранный капитал. Сделки по приобретению украинских активов в стекольной промышленности последовали одна за другой: французская корпорация, производящая стекло, Saint-Gobain купила контрольный пакет акций ровенского завода "Консюмерс-Стекло-Заря", кипрская компания Uglass Holding Ltd стала собственником Бучанского завода стеклотары, швейцарская фирма Vetropack - Гостомельского, а ООО «Биомедстекло» перешло в собственность кипрской компании Uglass Holdings Limited, которую связывают с греческой Yioula Glassworks Group.

   
Во-вторых, рынки-потребители стеклотары постепенно приближаются к насыщению, поэтому процессы слияния и поглощения будут происходить все интенсивнее. А это значит, что концентрация капитала постепенно вытеснит с рынка мелких производителей, которые не смогут укрепиться в какой-либо специализированной нише.

Источник: Мир упаковки