Тенденции на рынке традиционной упаковки для консервированных продуктов (ч. 2)

Здесь банке и крышка

   
Среди укупорочных средств для консервированной продукции крышка СКО является бесспорным лидером в домашней консервации. Заботливые домохозяйки потребляют как минимум 80% таких крышек. На втором месте - спрос со стороны промышленного консервирования, представители которой работают в низком ценовом сегменте и на старом оборудовании. Далее - масложировая продукция и соки. Причем и без того небольшое потребление СКО двумя последними отраслями постоянно сокращается за счет отказа производителей от стеклянной тары. А там, где стекло получается в более дорогой сегмент - и крышка уже другая.
«Конструкция» СКО проста: колпак из лакированной жести толщиной 0,22-0,25 мм и резиновое уплотнительное кольцо. Герметичность укупорки обеспечивается путем прижимной обкатки ребра крышки роликом. Крышки СКО выпускаются для банок с диаметром горловины 58 и 82 мм. Рыночная борьба производителей за собственную узнаваемость коснулась и СКО: теперь часто можно встретить многоцветную литографию и полноцветную фотопечать на крышках этого типа.

   
Основными предприятиями по производству крышек СКО является ООО ПКО «Арго», ЗАО «Одесский консервный завод» и ООО «Таламус Лтд». Те же производители консервированной продукции, которые ориентируются на средний и высший ценовые сегменты, переходят на крышки twist-off («твист-офф»). В США и странах Европы эта технология применяется уже около полусотни лет. Первой фирмой по промышленному производству специальных вакуумных крышек и укупорочных оборудования стала американская White СAP Company. И вот уже украинский потребитель предпочитает удобной закупорке, что позволяет не задумываться о наличии в кармане консервного ножа. Да и наши практические домохозяйки находят применение уже использованным удобным банкам с «твист-офф».

   
«Во-первых, система twist-off позволяет контролировать качество продукции, в том числе с помощью специального контрольного клапана, - подчеркивает Владимир Турков, директор ООО« Еврокришка ». - Чотирикрокове покрытие металлических крышек позволяет надежно защитить как внешнюю их часть (специальными защитными лаками), так и внутреннюю, а использование специальных уплотнительных паст (компаундов) позволяет закупоривать самую различную продукцию в любых температурных режимах. Применение паровакуумнои технологии значительно повышает качество продукта.

   
Во-вторых, продукция выглядит намного презентабельнее, так как существуют практически неограниченные возможности по цветовой гамме крышек до полноцветной литографии с логотипом производителя или торговой марки. И, в-третьих, важную роль играет удобство для потребителя. Кроме того, традиционная крышка СКО имеет только два типоразмера (СКО58 и СКО82), в то время как крышки twist-off - около десяти, что позволяет применять различные Стеклобанки, в т.ч. и эксклюзивные, и «брендовые», изготовленные на заказ .

   
В свою очередь это дает возможность защитить продукцию от подделок, сделать ее «узнаваемой». Крышка «твист-офф» представляет собой штампованный металлический колпачок с упорами для завинчивания. С помощью специальной резьбы, прокладка, находящаяся на внутренней поверхности крышки, за 1-4 оборота плотно садится на горлышко стеклотары, препятствуя попаданию внутрь банки воздуха и контролируя вытекание из нее жидкости, что позволяет долгое время сохранять консервированную продукцию в свежем виде. В зависимости от содержания стеклянной банки меняется и предназначенная для нее крышка. Так, для упаковки солений и маринованных продуктов используются крышки с более прочным многослойным внутренним покрытием.

   
Современная промышленность предлагает производителю консервированной продукции широкий ассортимент крышек «твист-офф». При выборе данного вида закупорки важны следующие основные характеристики: диаметр крышки, высота профиля, наличие (или отсутствие) на поверхности специального профильного выступа safety button. Конструкция safety button позволяет потребителю отслеживать первого вскрытия банки, произведенное после промышленной укупорки: это громкий хлопок, раздающийся при первом открытии банки.

   
Диаметры крышек «твист-офф» зависят от размера стеклянной тары, но наибольшим спросом у производителей консервированных продуктов пользуются крышки диаметром от 38 до 110 мм. Высота профиля «твист-офф» также зависит от особенностей стеклотары, то есть от конструкции винтовой части, выбранной в качестве упаковки банки. При производстве крышек «твист-офф» используются следующие материалы: жесть, паста, изготовленная на основе ПВХ и служит прокладкой между жестяной крышкой и продуктами питания, адгезионный лак, предназначенный для внутреннего покрытия крышки, эмаль или лак для нанесения на внешнюю поверхность крышки, защитный лак, краски, используемые в процессе печати по внешней стороне крышки.

   
Есть еще одна группа крышек для укупоривания консервированной продукции - это стандартные полиэтиленовые крышки для стеклянных банок диаметром 67 мм и более. Но они используются только в домашней консервации, потому рассматриваться в нашей статье не будут.

 
Мнения экспертов

  
Александр Марченко, начальник отдела реализации ООО «Техэнерго» (торговый дом Песковский завод стеклоизделий)
   
-Сегодня в стеклотарный области наблюдаются рост мощностей и модернизация практически всех работающих заводов, а также строительство новых. В настоящее время украинский рынке стеклотары находится на стадии окончательного формирования, то есть мы приходим к тому, что предложение может превысить спрос. И это нормально, потому что до этого времени наша тара пользовалась спросом не только на территории Украины, но и за ее пределами, хотя сейчас наметился спад поставок тары за границу, о чем свидетельствуют заявления всех грандов-производителей стекла.

  
Павел Пержаром, начальник департамента сбыта продукции ООО ПКО «Арго»
   
-Именно разнообразие консервированных продуктов предполагает существование множества методов приготовления и способов розлива. В будущем на рынке консервации будут лидерами стекло и жесть. Это постоянное соперничество идет только на пользу потребителю, обеспечивая возрастающую качество тары. Конечно, такие факторы как подорожание энергоносителей, проблемы транспортировки и невозможность организовать по настоящему крупнотоварное производство «на стекле» обеспечивают жестянщиком предпочтение на данном этапе, но в то же время мы считаем, что качественная стеклянная банка с горловиной под твист-офф крышку - это динамический , сегмент тары.

  
Алекс Морозов, экспорт-менеджер OI Europe Sarl
   
-Так как компания OI производит более половины мировой стеклотары, то она обладает возможностью непосредственно мониторить мировые рынки упаковки. Последние несколько лет наблюдалось столь значительное увеличение мирового спроса на стеклотару, что компания могла удовлетворить его лишь на 80-85%. Большой перспективности стеклянной упаковки подтверждает деятельность самой OI. Компания имеет в своем активе научно-технологический центр и многочисленные производства пластиковой упаковки. Занимая в этом сегменте ведущие позиции в мире, она все же анонсировала в январе 2007 г. продажа всего пластикового бизнеса.

  
Сергей Жила, директор по маркетингу ЗАО «Киевский стеклотарный завод»
   
-Сегодня о любой участок производственного процесса в сегменте стеклотары можно сказать, что идет постоянная модернизация. Правда, темпы ее в разных предприятий разные. Больше появляется нового стеклоформующих оборудование (секционные машины постепенно вытесняют роторные), принципиально новые решения в конструкции печей и т. п. Как основную тенденцию в среднем ценовом сегменте отмечу постепенную отказ от горловины СКО в пользу twist-off, повышение качества выпускается (по крайней мере, у лидеров сегмента).

  
Владимир Турков, директор ООО «Еврокришка»
   
-На динамику развития сегмента twist-off влияют следующие факторы: развитие экспорта плодоконсервной продукции, модернизация стекольной отрасли, появление и укрепление «брендовых» компаний, растущая популярность у потребителей продукции в twist-off. Данный рыночный сегмент демонстрирует тенденцию к росту (около 20% в год). Если емкость рынка twist-off в 2006 г. составляла около 200 млн крышек различного диаметра, то в 2007 г. специалисты нашей компании прогнозируют увеличение суммарного объема продаж по Украине до 250 млн шт.

Источник: Мир упаковки